Модульный подход в профессиографии
Каждую профессию или специальность можно представить как конструкцию, составленную из отдельных типовых элементов деятельности. В.Е.Гаврилов разработал модульный подход, удобство которого заключается в том, что с помощью нескольких десятков психологических модулей можно составить краткую психологическую характеристику любой из нескольких тысяч рабочих профессий. С помощью предлагаемого перечня модулей можно в короткие сроки разработать элементарную психологическую характеристику профессии, пригодную для целей профориентации и оценки должности при подборе сотрудников. (Гаврилов В.Е. «Составление и использование психологических характеристик профессии в целях профориентации»
При подготовке характеристики должности, следует ознакомиться с описанием модулей и выбрать из них такие, которые соответствуют данной профессии. При этом следует руководствоваться следующими критериями:
- Модуль должен иметь настолько важное значение, что его игнорирование приведет к невозможности качественного выполнения профессиональных задач.
- Модуль (если он не отвечает первому критерию) должен достаточно часто и регулярно появляться в процессе работы по данной профессии.
- Модуль должен быть присущ большинству специальностей по данной профессии.
- Модуль должен соответствовать программе обучения по данной профессии.
- Модуль должен соответствовать инструкциям и правилам безопасности труда в данной профессии.
- Модуль должен соответствовать перспективам развития данной профессии.
- Модуль должен соответствовать требованиям средней квалификации работника данной профессии.
Каждая профессия предполагает от двух до пяти модулей. Если всем критериям соотвествует лишь один модуль — то его требования следует смягчить. Если же число модулей больше указанного — то критерии ужесточаются.
Психологические модули, характеризующие особенности предмета труда
№ | Типовые элементы деятельности | Психологические требования |
Обслуживание сложных технических систем | Техническое мышление, долговременная память, пространственные представления | |
Управление транспортными средствами | Острота зрения, глазомер, цветоощущение, пространственные представления, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, психическая и физическая выносливость, эмоциональная устойчивость. | |
Управление невоспринимаемыми непосредственно процессами | Оперативное мышление, оперативная память, внимание, пространственные представления, эмоциональная устойчивость | |
Обслуживание быстродействующего оборудования | Острота зрения, концентрация внимания, быстрота реакции, координация движений | |
Обработка и сборка миниатюрных объектов | Острота зрения, концентрация внимания, отсутствие тремора, координация движений рук, осязание, уравновешенность нервной системы | |
Работа на клавишной технике | Быстрота восприятия, концентрация внимания, быстрота и точность движения пальцев | |
Работа с цветовой сигнализацией и цветовыми объектами | Точность цветоощущения | |
Чтение чертежей | Пространственные представления, концентрация внимания | |
Обработка пищевых продуктов | Обоняние, вкусовая чувствительность, аккуратность, опрятность | |
Одновременное обслуживание нескольких объектов | Распределение и переключение внимания, быстрота реакции, оператвность | |
Работа с жидкими веществами | Глазомер, координация движений, аккуратность | |
Работа с ядовитыми, взрывчатыми и другими опасными веществами | Острота зрения, обоняние, быстрота реакций, эмоциональная устойчивость | |
Уход за животными | Наблюдательность, физическая сила и выносливость, любовь к животным | |
Выращивание растений | Наблюдательность, настойчивость, физическая сила и выносливость, любовь к природе | |
Изготовление художественных объектов | Цветоощущение, глазомер, пространственные представленя, координация движений, эстетический вкус, аккуратность |
Психологические модули, характеризующие особенности орудий труда
№ | Типовые элементы деятельности | Психологические требования |
Работа с ручными инструментами | Осязание, кинестезия, координация движений рук, физическая сила рук | |
Работа с механизированными орудиями труда | Технический слух, техническое мышление, пространственные представления, быстрота реакций, концентрация внимания | |
Работа с автоматизированным оборудованием | Оперативное мышление, оперативная память, распределение и переключение внимания | |
Работа с точными приборами | Точная координация движений, аккуратность |
Психологические модули, характеризующие особенности целей труда
№ | Типовые элементы деятельности | Психологические требования |
Обработка объектов | Глазомер, осязание, кинестезия, концентрация внимания | |
Сборка, монтаж объектов | Пространственные представления, глазомер, координация движений, концентрация внимания | |
Ремонт, наладка, регулировка и испытание объектов | Оперативная память, техническое мышление, координация движений, аккуратность, настойчивость | |
Контроль за состояние объектов, поиск неисправностей | Острота зрения, обоняния, концентрация внимания, настойчивость, смелость, наблюдательность | |
Сортировка объектов | Острота зрения, цветоощущения, обоняния, концентрация внимания. | |
Наблюдение за объектами | Острота зрения, слуха, обоняния, концентрация внимания, наблюдательность | |
Информационное обслуживание | Объем долговременной памяти, оперативное мышление, правильность и четкость речи, коммуникативность | |
Воспитание детей и подростков | Понимание психологии детей и подростков, коммуникативность, педагогический такт, наблюдательность, организаторские способности | |
Обучение, инструктирование | Коммуникативные и педагогические способности, правильность и четкость речи | |
Лечение, медицинская помощь | Наблюдательность, память, оперативность мышления, коммуникативность, уравновешенность | |
Бытовое обслуживание | Коммуникативность, уравновешенность, переключение и распределение внимания, оперативность мышления. |
Психологические модули, характеризующие особенности условий труда
№ | Типовые элементы деятельности | Психологические требования |
Работа на высоте | Устойчивость вестибулярного аппарата, острота зрения, концентрация внимания, координация движений | |
Частые разъезды | Подвижность нервной системы, быстрая адаптируемость, физическая выносливость | |
Возможность аварийных ситуаций | Оперативное мышление, быстрота реакции, эмоциональная устойчивость | |
Работа на конвейере | Переключение внимания, быстрота реакций, координация движений | |
Работа в вынужденной позе | Координация движений, гибкость, физическая выносливость | |
Соблюдение высокой точности размеров | Острота зрения, концентрация внимания, тонкая координация движений, аккуратность, уравновешенность | |
Частая смена объектов труда | Переключение внимания, быстрота реакций | |
Однообразие условий труда | Устойчивость внимания, быстрота реакций | |
Большое разнообразие операций | Объем памяти, переключение внимания, гибкость мышления | |
Постоянный обход объектов | Оперативное мышление, распределение внимания, физическая выносливость | |
Воздействие ускорений, частое изменение положений тела в пространстве | Устойчивость вестибулярного аппарата, физическая выносливость | |
Сменный график работы | Психическая и физическая выносливость | |
Бригадная форма труда | Коммуникативность, готовность к сотрудничеству, доброжелательность | |
Хранение материальных ценностей | Концентрация внимания, аккуратность, честность |
Психологические модули, характеризующие особенности отдельных операций
Планирование | Логичность мышления, оперативная память, предусмотрительность | |
Разметка | Глазомер, пространственные представления, концентрация внимания | |
Покрытие, оклеивание, обшивка | Острота зрения, глазомер, осязание | |
Установка, закрепление, затягивание | Глазомер, кинестезия | |
Нагревание | Цветоощущение, температурные ощущения, концентрация внимания | |
Взятие проб | Образная память, острота зрения, обоняния, вкуса, осязания, наблюдательность | |
Ручное перемещение, передвижение, перенос грузов | Координация движений, глазомер, физическая сила и выносливость | |
Механизированное перемещение грузов | Стереоскопичность зрения, глазомер, концентрация внимания, быстрота реакций | |
Отделка, доводка, шлифовка | Острота зрения, осязания, концентрация внимания, аккуратность | |
Измерение без помощи инструментов | Глазомер, кинестезия | |
Разравнивание, выравнивание | Плоскостной глазомер, кинестезия | |
Математические вычисления, расчеты | Память на числа, концентрация внимания | |
Графические действия | Пространственные представления, глазомер, концентрация внимания | |
Разрезание, рассечение, разделение | Глазомер, пространственные представления, аккуратность | |
Соединение, сочленение | Глазомер, координация движений | |
Заполнение, загрузка, заправка | Объемный глазомер, координация движений, аккуратность | |
Укладка, упаковка, раскладка | Глазомер, координация движений, аккуратность | |
Очистка, уборка, промывка | Острота зрения, аккуратность |