Теория Герцберга

Продолжение. Начало здесь.

Вспомним теорию Герцберга. Он предполагает, что такие направления, как размер заработной платы, условия труда, льготы, график работы, отпуск и пр. относятся к «гигиеническим факторам».

«Гигиенические факторы» — это то, что необходимо, чтобы человек работал в организации, но никак не связано с мотивацией, то есть не изменяет трудового поведения. Непосредственно мотивационными факторами являются ответственность, возможность принимать решения, перспектива роста (как профессионального, так и карьерного), оценка достижений, содержание работы.

Что происходит в организации в зависимости от степени удовлетворенности гигиенических и мотивационных факторов?gertsbergНесмотря на то, что мотивация – это сложная система, следует отдать должное именно материальному стимулированию труда. Это тот «гигиенический» фактор, который необходим для успешной, плодотворной, а главное – длительной работе в организации.

При этом есть предположение, что все компоненты гигиенического фактора могут быть компенсированы деньгами. Например, дальность работы от дома вполне компенсируется удовлетворительным для сотрудника заработком, так же, как условия труда, график работы и пр., при условии, что эти вопросы не являются принципиальными для сотрудника. Конечно же, необходимость, например, забирать ребенка из детского сада в определенное время сложно компенсируется деньгами. В то же время, мотивационные факторы – это то, что связано с более глубокими человеческими потребностями, и подмена их удовлетворения возможна только на непродолжительное время. Тем не менее, многие из компонентов фактора мотивации тоже непосредственно связаны с деньгами, как материальным выражением оценки профессиональных успехов, степени ответственности и т.д.
Поэтому дальнейший наш разговор в большей степени будет связан именно с системами материального стимулирования, хотя мы, конечно же, будем еще возвращаться к общей системе мотивации.
читать дальше

автор: Рачкова Светлана Борисовна,
консультант по управлению персоналом, бизнес-тренер.

опубликовано: Развитие агентской сети страховой компании.
Методическое пособие. Книга 1 — М.:Издательская группа «БДЦ-пресс», 2006 г.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*